Дом Савиньон

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 20.05.2024, 13:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Форма входа
Баннеры друзей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Исследование интеллектуальных способностей собак разных пород на примере домашних питомцев
Исследование интеллектуальных способностей собак разных пород на примере домашних питомцев

Введение


Так получилось, что некоторое время назад в нашем доме оказалось три собаки разных пород: цвергшнауцер Дуся, шелти Флэшка, и цвергпинчер Сара. Каждая из них имеет особенную внешность и индивидуальных характер. Наблюдая за ними, всегда хочется лучше понять их, узнать, почему воспитываясь в одной семье, они по-разному реагируют и выполняют команды, проявляют разные эмоции. Есть ли нечто подобия интеллекта у собак, способны ли они мыслить? Можно ли каким-то образом определить какая из пород собак наиболее умная? В своем исследовании мы поставили задачу - изучить мнения ученых и специалистов о «собачьем интеллекте», а также проверить ее экспериментально на домашних питомцах. Мы надеемся, что результаты исследования будет полезны для других владельцев собак и помогут им разобраться в особенностях поведения питомцев.

Цель работы:
Изучение существующих теорий о наличии интеллекта у собак и экспериментальная проверка их на домашних питомцах.
Задачи:
1) Найти и проанализировать информацию о существующих теориях интеллекта собак. 2) Провести эксперимент с помощью тест-упражнений на выявление интеллектуальных способностей разных пород домашних собак.
3) Провести сравнительный анализ результатов эксперимента и сформулировать выводы.

Гипотеза:

если у собак существует интеллект, то его можно выявить и оценить экспериментально.

Методы:
анализ различных источников информации, эксперимент, графический метод.

Объекты исследования:
три домашние собаки пород цвергшнауцер (кличка Дуся), шетландская овчарка - шелти (кличка Флэшка), карликовый пинчер -цвергпинчер (кличка Сара).

1. Литературный обзор проблемы.
1.1 Рассудочная деятельность или интеллект собак.


Интеллект животных
— это их высшая форма психической деятельности. Это способность самостоятельно оценивать ситуацию переносить схемы и приемы действий с одной ситуации на другую, находить обходные пути решения задачи и принимать по итогам этой оценки самостоятельные решения [6,10,16].
Еще Аристотель считал, что собаки и люди отличаются только степенью умственных особенностей [5]. Чарльз Дарвин показал, что у животного реакции на окружающую среду протекают по трем типам: врожденные и приобретенные рефлексы, рассудочная деятельность - постоянное изменение поведения в зависимости от условий [3]. И.П.Павлов занимался выявлением индивидуальных различий темперамента среди животных [8]. Зоопсихолог Лоренц делает вывод, что собаки способны оценивать поведение человека и даже предпринимают попытки управления человеком [9]. Профессор Стэнли Корен много лет занимается изучением умственных способностей собак и выделяет три формы собачьего интеллекта: адаптивный интеллект - способность к научению и решению проблемных задач, т.е. как быстро собака включается в необычные для нее ситуации. Этот интеллект позволяет собаке приспособиться к среде обитания; рабочий интеллект или интеллект послушания - способность к освоению курсов послушания и изменению поведения, насколько быстро и эффективно будут происходить обучение и дрессировка. Развитие этого вида интеллекта делает собаку умной в нашем понимании; инстинктивный интеллект - показывает, на что животное «запрограммировано» генетически и чем лучше выполняет эти установки, тем выше этот тип интеллекта. Корен доказывает, что все эти три типа и составляют «общий интеллект» собаки. Первые два вида интеллекта характеризуют индивидуальность животного и измеряются собачьими интеллектуальными тестами (СIQ). Последний определяется породой [13]. Канадские ученые считают, что интеллект домашних собак развивался все те несколько тысяч лет, что они обитают рядом с человеком [7,12]. Кинолог Российской федерации служебного собаководства Н.Овсянников считает: «Первоначально человек воспринимался собаками за вожака. Спустя столетия отношения между человеком и собакой носят индивидуальный характер…» [5]. Ученые выделяют четыре основных типа нервной системы у собак: неуравновешенный, уравновешенный, меланхоличный и флегматичный [13]. Вместе с тем разные породы собак в разной степени владеют умственными способностями, уровень интеллекта зависит от врожденных способностей и от того, как развивали животное. Многие собаки в разные периоды жизни могут по-разному выполнять те или иные упражнения [1,3,4].

1.2. Способы выявления интеллектуальных способностей собак.
Раньше существовал способ сбора историй владельцев собак о поведении и возможных проявлениях признаков интеллекта у питомцев. Скотт и Фуллер изучали влияние генетики на поведение собак и их интеллектуальные способности [4,14,15]. С. Корен составил шкалу интеллекта для собак 133 пород на основе ответов на опросник, предложенный всем судьям собачьих рингов США, а также разработал собачий IQ-тест - «CIQ»[14, 16, 17].
Таким образом, в результате анализа существующих подходов к проблеме изучения интеллекта собак можно выделить следующее: интеллект животных — это способность самостоятельно оценивать ситуацию и принимать по итогам этой оценки самостоятельные решения; по теории С.Корена «общий интеллект» собаки включает: инстинктивный интеллект, отражающий генетические особенности породы, адаптивный интеллект и интеллект послушания, которые можно определить с помощью «CIQ»- тестов.

2. Экспериментальная часть


2.1. Сравнительная характеристика пород домашних собак.

Цель:
определить особенности каждой породы, ее предназначение, выявить индивидуальные характеристики питомцев, особенности их воспитания и социализации. Результаты представлены в Приложении №1.
2.2. Оценка объектов исследования по шкале интеллекта и «CIQ»-тестам Корена.
Цель эксперимента:
сравнить интеллект домашних собак разных пород с помощью школы интеллекта и «CIQ»- тестов, выявить сходства и различия.

В ходе исследования выдержаны все условия проведения эксперимента:


1. Собака должна быть старше года и жить в семье не менее 3 месяцев.
2. Тесты должны восприниматься собакой как игра.
3. В ходе эксперимента хозяин должен оставаться спокойным, не повышать голос, не выражать недовольства, преувеличенно не хвалить собаку.
4. Тестирование проводится только один раз, в любой последовательности.
5. Нельзя проводить тесты, когда собака устала или сыта.

Характеристика пород собак и их индивидуальных особенностей, уровень интеллекта объектов исследования по шкале интеллекта Корена представлены в Приложении №1, результаты исследований собак по «CIQ»-тестам Корена предложены в Приложении №2.

Сравнительная характеристика пород собак показала:

• несмотря на разное исходное назначение пород, сейчас все они выполняют роль домашнего компаньона, охранника и компаньона; породы хорошо поддаются дрессировке; все питомцы энергичны и активны; породы шелти и цвергшнауцер – умны;
• с помощью методик Корена были выявлены индивидуальные особенности: Цвергшнауцер Дуся исключительно умная собака, обладает выраженным интеллектом, показала верхний уровень по шкале интеллекта (12 позиция) и 93 балла то тестам, что можно объяснить ее ранней социализацией, проходжением курсов дрессировки, особенностями характера - сангвиник; шелти Флэшка по итог тестов - очень умная (83 балла), что совпадает со шкалой интеллекта – верхний уровень (6 позиция, что выше чем у Дуси), но при выполнении некоторых заданий требовались небольшие подсказки хозяина, реагировала не сразу, возможно, из-за особенностей воспитания (поздняя социализация - пуглива, отсутствие специальной дрессуры, характером - меланхолик); Цвергпинчер Сара по шкале интеллекта занимает 37 позицию (средний уровень интеллекта), хотя показатели по тестам близки к Флэшки (82 балла), многие задания просто не выполнялись, много суетилась, что можно также объяснить характером - холерик, недостаточной социализацией в детстве, отсутствием специальных занятий.

По шкале-интеллекта методики Корена ряд:

I место – Флешка(6), II место - Дуся (12), III место- Сара(37) не соответствует ряду, полученному по «CIQ»-тестам: I место - Дуся (93), II место - Шелти (83), III место- Сара (82). Эти несоответствия можно объяснить разным уровнем социальной адаптации, индивидуальными особенностями характера и исходным уровнем дрессуры питомцев. Методика Корена позволяет определить адаптивный и инстинктивный интеллект собаки, а не «общий интеллект».

3. Выводы

1. Интеллект у собак есть. Интеллектуальные способности собаки зависят от генетических и индивидуальных особенностей, условий социализации и воспитания, развиваются в результате накопления различного жизненного опыта и дрессуры, а главное - тесного общения с человеком.
2. Интеллект собак зависит от множества факторов, поэтому до сих пор не существует стопроцентного метода оценки интеллектуальных способностей собак. Проблема определения интеллектуальных способностей собак разных пород до конца не изучена.

Список литературы

1. Варлаков В.С. Зачем собаке учиться и как ее учить? (Системные принципы дрессировки).// О собаке – альманах. М.-Ташкент, 1991.
2. Вебстер Р. Ваше животное – экстрасенс?: Как наладить телепатическое общение со своим четвероногим другом. Киев. 2003.-255 с.
3. Всё о собаке. – Сборник./ Под общей редакцией В.Н.Зубко. М., Эра, 1992.
4. Гриценко В.В., Гурьева С.Ю. Жизнь собаки в вопросах и ответах. М., Изд. дом "Книжная находка", 2002. – 352 с.
5. Доброцветова Е.А. Психологические тесты для щенков.// Клуб служебного собаководства. – Сб. /Сост. В.Н.Зубко. М., Патриот, 1989.
6. Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты./ Пер. с англ. М., Мир, 1981.
7. Зорина З.А. Элементарное мышление животных и птиц. // Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1998, с. 160-172.
8. Лоренц К. Человек находит друга./ Пер. с англ. М., АО Полифон, 1992. –
9. Мазохин-Поршняков Г.А. Как оценить интеллект у животных. // Природа. 1989, №4.С.18-25.
10. Поведение собаки: Пособие для собаководов./ Е.Н. Мычко, М.Н. Сотская, В.А.Беленький, Ю.В.Журавлев и др. М., ООО "Аквариум бук", 2003.
11. Уитни Л.Ф. Психология собаки: основа дрессировки собак./ Пер. с англ. М., Центрполиграф, 1997.
12. Фишер Д. О чем думает ваша собака./ Пер. с англ. СПб, Азбука, 1999.
13. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. Составители: Н.Н. Мешкова, Е.Ю. Федорович: М. 2000.-306 с.
14. http://www.djilda.ru Gary Wilkes Интеллект собаки и научение.
15. http://orendog.ru О психологии, интеллекте, характере собак.
16. http://kp.ru Проверьте интеллект вашей собаки (тесты). Умна ли ваша собака? Проверьте интеллект своего любимца. Три мифа об интеллекте собак.
17. http://www.sobaka.permonline.ru Тест на собачий интеллект
Категория: Мои статьи | Добавил: Лена (19.07.2011) | Автор: Савинцев Ярослав E
Просмотров: 6306 | Комментарии: 1 | Теги: исследовательская, работа, собак, тесты, Интеллект, зоопсихология, Питомцы | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz